Автор Игорь Романенко
07.06.2002 г.
Вот и еще один сезон позади. Хотелось многого, а не получилось практически ничего. Вместо поездки на Кавказ и в Саяны получилось съездить только в Карелию, да и то ... ну, ниже прочитаете.

Нет, против Карелии как таковой я ничего против не имею! В походе было, как всегда, хорошо. Лодка, весло, река – и все остальные проблемы где-то далеко, далеко – за две тысячи километров. Но вот события, которые предшествовали и закончили поход, измотали нас с женой совершенно. После возвращения в Киев некоторое время не было желания вообще что-то делать.

Впрочем, опишу все более детально.

Пролог. Отправка каяков

Наша семья – каякерская. То есть у нас с Машей у каждого есть свое корыто и гребло, а также прочие каячные атрибуты. И вот замыслили мы сходить недели на 3 в Карелию – пройти Северную Шую, Кереть и Кутсайоки. Замысел зрел долгими зимними вечерами, креп на порогах карпатских рек весной и, наконец, воплотился в неуемное желание идти в поход в июне. Параллельно мы переписывались с нашим другом Егором Похващевым из Москвы, планируя пойти в поход совместно.

Наконец, договорились о датах, раскладке, прочей снаряге. С нашей стороны дело осталось за малым – отправить наши полиэтиленовые чуда в Россию поближе к точке приложения.

Вот тут-то все и началось. Дело в том, что Diablo Evolution, один из наших каяков, помещается на третью полку плацкартного вагона, а вот другой, неизвестного производителя и модели - побольше, и в плацкарт, соответственно, не вмещается. Решили отправлять багажом.

Мы уже имели опыт отправления каяков по Украине. В целом, проблемы это не составляет. Несколько по другому выглядит ситуация, когда надо это делать через границу. "Да, можно отправить ваши лодки в Петрозаводск," – сказала нам тетя из багажного отделения: "Беломорск, Кемь мы не отправляем. Только сначала надо согласовать вопрос с таможней". Это было, по меньшей мере, странно. Ведь мы точно знали, что и в Беломорске, и в Кеми есть действующие багажные отделения. Да и в таможню идти не хотелось... Решили так– своими силами, на электричках, отвезем челны до Брянска, а там отправим их и заодно купим билеты из Москвы в Карелию. Должно быть значительно дешевле.

Итак, 7 июня 2002 года в 17.00 вечера мы с женой и двумя каяками сели в скоростную электричку "Киев – Хутор-Михайловский". Уже около 22.00 мы были в Хуторе (путешествуйте на скоростных электричках, это быстро и комфортно!). В Хуторе-Михайловском нас встретила сплошная темень и полуразваленное здание вокзала, наполненное бомжеватого вида публикой. Изучив расписание, мы установили, что из Хутора-Михайловского никаких электричек через границу не идет, и лишь в 3.40 идет электричка до Зернова, причем от Хутора до Зернова всего 15 минут езды! Для тех, кто не знает, сообщу, что Зерново – последняя украинская станция перед границей.

Тут, по моему мнению, мы допустили ошибку. В это вечернее время через границу идет множество поездов. Всего за 10 грн можно попроситься в тамбур, переехать кордон. А дальше, в России, из Суземок, с самого раннего утра ходят электрички на Брянск. Вместо этого мы легли спать.

В 3.40 утра мы сели на электричку и в 3.55 доехали до Зернова. И тут нас подстерегал следующий облом – единственная электричка через границу отправлялась только в 11 с минутами! Мы стали судорожно выяснять альтернативные пути пересечения границы. По словам местных, около 6 утра шел некий автобус на Брянск. Но до автобуса нужно было топать километров 5, а с лодками это малореально, тем более жена моя по своей комплекции очень мелкая и тащить лодки 5 километров для нее было бы тяжеловато. Местные "таксисты" за переезд границы захотели около 200 грн! Таких денег у нас не было и мы снова пошли спать.

Около 11.30 мы снова сели в электричку, которая снова шла 15 минут! На этот раз до первой российской приграничной станции – Суземки. Что это была за электричка! В ней было всего 3 или 4 вагона и она была сплошь набита различными спекулянтами-контрабандистами, которые ехали «за товаром» к своим коллегам в Россию. Разместить каяки в тамбуре нам даже не дали – там все было забито тележками, ящиками, мешками.

Электричка, в которой мы ехали, стоит в Суземке 20 минут, а затем оправляется обратно через границу. Из тех 20 минут, которые электричка стоит в Суземке, минут 10-15 ее шмонают российские таможенники и из поезда никого не выпускают. А после этого начинается дурдом! Все спекулянты, которыми поезд набит до отказа, с бешеной скоростью выскакивают со своими тележками на улицу, бегут к своим российским "бизнес-партнерам", которых милиция на платформу не допускает, отдают им деньги, получают товар и с такой же скоростью мчатся назад, чтобы успеть до отхода поезда. Нас неоднократно и в различной форме предупредили, чтобы со своими лодками мы в тамбур и не совались. Ситуация осложнялась тем, что электичка, на которой нам нужно было ехать дальше, до Брянска, стояла тут же, на соседнем пути, готовая отправиться.

Помогли российские пограничники, которые, сжалившись над нами, выпустили нас с лодками через рабочий тамбур, через который выходили и сами. В-общем, на следующую электричку мы успели.

И вот, около 15 часов по российскому времени мы в Брянске. Питерский поезд, с которым мы рассчитывали отправит лодки, отходит в 15.24. В багажном отделении лодки на этом поезде у нас отправлять отказались – времени мало. Что ж, придется отправлять через Москву.

Билеты, которые мы купили для себя в Карелию а также отправка багажа, стоили вдвое дороже, чем мы предполагали. В результате, после того, как мы расплатились за все, у нас осталось около 40 русских рублей (7-8 гривен) и около 15 гривен. На дорогу назад денег не было. И тогда мы решили ехать назад автостопом.

Было около 18 часов по российскому времени. Разменяв гривны, мы купили кое-какие продукты, и выехали на маршрутке из Брянска в направлении трассы на Киев.

То ли позиции для остановки машин были неудачные, или может мы голосовали без энтузиазма, но никто не останавливался. Тогда мы прошли около 5-6 километров пешком и заночевали в лесу возле дороги, за постом ГАИ. И, знаете, ночевать было достаточно жутковато. Места там вокруг болотистые, далеко от дороги не отойдешь и шум автомобилей раздавался все время. Не последнюю роль сыграла и моя шутка, что, дескать, среди ночи к нам приедут труп закапывать. В результате Маша практически не сомкнула глаз. Утром встали рано. До Киева было около 500 км. Позавтракали и начали стопить.

Остановили автобус, который за 5 рублей довез нас до развилки с трассой Москва-Киев. Дальше мы сменили еще 4 автомобиля и около 13.00 по российскому времени были в 6 километрах от границы. Замечу, что чем ближе мы были от границы, тем меньше была интенсивность движения. Все больше времени уходило на то, чтобы поймать очередную машину. Последние 6 километров до границы мы прошли пешком. Как сейчас помню эту картину. Жара, раскаленный асфальт и мы топаем по нему с рюкзаками. Еды практически нет, вода заканчивается и набрать негде. Проезжающие машины, а их очень немного, спешат к границе и не останавливаются. Возле российской таможни – огромная автоколонна из всевозможных фур. Километра полтора, наверное. Стоят, похоже, давно. Кто из водителей спит, кто ест, кто занимается мелким ремонтом.

Таможню мы прошли достаточно быстро. На входе нас пропустили без очереди ("А, автостопщики..."), получение каких-то штампиков на бланке тоже времени много не заняло. Затем мы километр шли по нейтральной полосе. Та же очередь из автомобилей и пустырь из выкорчеванных деревьем по сторонам от дороги. На украинской таможне времени мы потратили существенно больше. Наши доблестные стражи границы устроили длинную очередь в окошечко, где проверяли паспорта. В этой очереди мы провели около часа. Затем опять какие- то штампы, проверки. Короче, на территорию Украины мы ступили около 16.30 по украинскому времени, голодные и уставшие. А до Киева было еще около 300 километров...

Кстати, во время нашей поездки мы заметили, что народ, живущий возле границы, прямо-таки отличается какой-то особенной "доброжелательностью". Когда мы начали стопить машины, выезжающие после таможни, хозяин местного ларька, подойдя к нам, сказал, чтобы мы тут не торчали и вообще, что машину до завтрашнего вечера мы тут не поймаем.

Прогнозы его, казалось бы, оправдывались. Люди, выезжавшие после таможни, были настолько разозлены приемом пограничников и таможенников, что настроения подвозить нас у них просто не было. И наши носы стали грустно опускаться – не быть нам вечером в Киеве. И вдруг нам крупно повезло. "Куда едете, ребята?" – спросил рыжий водитель небольшого грузовика с "иностранными" номерами. "В Киев", – ответили мы без особой надежды. "Поехали!" Еще не веря в свое счастье, мы торопливо уместились рядом с водителем.

Да уж, действительно, плохое и хорошее в жизни ходят совсем рядом. Это путешествие до Киева со Славой из Бандер, а так звали нашего водителя, осталось одним из наиболее ярких воспоминаний лета. Мало того, что мы уже в 11 вечера были доставлены практически к порогу квартиры, так хозяин накормил нас за свой счет и всю дорогу развлекал, рассказывая про свою жизнь. Спасибо тебе, Слава! Хорошо, что в мире есть такие люди, как ты.

Вот так мы возили каяки в Брянск. Но на этом злоключения наши не закончились.