Автор Александр Бирук

ОТЧЕТ
о времяпровождении группы туристов-байдарочников

ПОСВЯЩАЕТСЯ:
всем не хотевшим и не участвовавшим,
всем хотевшим, но не участвовавшим,
просто участникам.

Место: Харьков- Москва -Санкт-Петербург -Южная Карелия(р. Суна) - Петрозаводск -Харьков.

Время: конец июля - середина августа 2001 года

Состав: "Таймень-2" - 2 шт., "Таймень-3", "Вуокса-3", "Свирь-2", и с ними 12 человек.

Цель отчета: в легком и ненавязчивом стиле показать читателю, имевшему неосторожность углубиться в сие творение, героические будни летней Кампании 2001 года.

Информация для совсем неподготовленного читателя: все байдарки разборные, пакуются в тару типа мешков с картофелем, всем "Тайменям" не менее 15-ти лет, остальные уже этого века. Байдарку на себе подтаскивают поближе к воде, собирают, укладывают в нее багаж, в надежде, что он всплывет при перевороте. Любой, садящийся в байдарку, называется участником. Участник часто берет весло, но гребет строго по течению. Сидящего на корме называют или рулевым, или капитаном, дело в том, что у него идеальная возможность сачковать, т.е. не грести ( все его подельщики сидят к нему спиной). От сидящего впереди очень много зависит на порогах, сложных участках. По статистике, сидящий впереди жмурится на порядок чаще остальных, но и удар волны достается ему первому. По той же статистике, при сложной, аварийной ситуации в вечной борьбе первого и последнего, побеждает тот, кто первый крикнет - " Куда ты прешь?!" (Вариант: - "Ты, что не видишь?!").

Как это рождалось

Сначала был поиск подходящего маршрута. Довольно быстро сфокусировалась Карелия. Река Суна была в ряду претендентов. Пару лет назад участник М. Частично прошел ее, и его рекламы вполне хватило для выбора. Кроме того, ИНЕТ и описания дали массу положите льной информации, например, обилие водных препятствий (всего 40 штук).

Кто это сделал (?)

Состав группы можно назвать международным, т.к. участник Е. прибыл из Кишинева. Из 12-ти человек трое не пересекались с остальными до сего похода, остальным доводилось спать вместе в одних или соседних палатках.

Как это начиналось (и тут же чуть не закончилось)

Небольшое отступление. В Питере мы переезжали на Финляндский вокзал и там садились на поезд Питер-Кандопога. Этот поезд проходит через узкий перешеек между Ладожским озером и российско-финской границей (в непосредственной близи от границы), поэтому для беспрепятственного проезда требуется разрешение на пребывание в приграничной зоне (хотя нужная нам станция Брусничная находится вне этой самой окаянной зоны). Получить в Украине такое разрешение невозможно, более того, мы так и не смогли узнать, где его оформлять в России. Описания уверяли, что борьба с обладателями зеленых фуражек у предыдущих групп была успешной с использованием текущих(в прямом смысле) аргументов в процессе беседы в тамбуре. Мы обзавелись в харьковском турклубе несколькими бумагами с круглыми печатями, о других наших аргументах и говорить не буду, по причине того, что они не помогли.

Прошу не подозревать нас в скаредности, мы предлагали этим двум бойцам все и вся, ведь на карту была поставлена судьба похода в целом. Но то ли у нас были криминальные физиономии, то ли мы еще чем-то не вышли - короче нас заподозрили в намерении смыться в Финляндию, не имея на то законного разрешения, и ссадили с поезда на станции Приозерск. Отъехали от С.П. мы всего на 3 час, но, к счастью, соседи по вагону - группа водников из С.П. успела дать нам координаты старшего пограничного начальства в городе, где за каких-то три недели их группа получила разрешение на своем ходатайстве. Наше горе было беспредельно, его даже не смягчили счастливые лица проводников, которые уже видели барыши с наших 12-ти мест, а ехать нам оставалось около 12-ти часов (поезд не скорый).

Говорят, беда не приходит одна и в процессе горестной разгрузки нас прилично (пожалуй, сильнее всего за всю Карелию) покушали и комары, и гнус. Я понимаю этих насекомых – было 23-00, т.е. время ужина. Мы были в шортах, горячие после жаркого вагона, возбужденные быстрой разгрузкой, все мази, кремы были далеко спрятаны, т.е. идеально накрытый стол для кровососущих. За бутылку водки мы раздобыли большую весельную шлюпку, и началась не планируемая гребля к месту предстоящей ночевки. Последняя оказалась в весьма живописном месте на скальном мысе красивого озера. Рано утром А. и С. отправились электричкой в С.П. "брать границу". Пока основная часть группы отдыхала, руководящий авангард принял бой на улице с романтичным названием Шпалерная. Подробности этого поединка позже долго обсуждались группой, как кульминация и максимальное коварство противника была воспринята фраза: "Да, кто вам мешает? Езжайте куда хотите!" Однако, величайшее счастье, для любого жителя СНГ - Её Величество Рукотворная Виза на нашем письме была, почти чудом, получена. И мы стали перед следующей проблемой - как без билетов(их просто не было) влезть с известным грузом в переполненный поезд. Опускаю унизительно раболепный и бесполезный разговор с начальником поезда, но если не вечная, то долговечная слава проводнику, который задал вопрос -"На третьих полках поедете?". Ответ на этот вопрос первыми узнали несчастные пассажиры э того плацкартного вагона. На помянутых полках мы все не поместились (груза много), и шесть человек весьма плотно расположились на полу не рабочего тамбура вагона, где и провели почти все оставшееся время, иногда прерываемые то транспортной милицией, то пожарной инспекцией, то чересчур впечатлительными пассажирами.

Как это было

Очень хочется сказать: а далее была Суна! Но, это не правда, т.к. до Суны мы должны были пройти пару крупных озер и маленьких речек между ними. Становились мы на маршрут на Суккозере. (ст. Брусничная). Это случилось в довольно суровых погодных условиях. Сильный, штормовой ветер сменялся дождем и в этом безобразии, когда нельзя было развернуть карту и хорошо ориентироваться, мы увеличили протяженность пути, посещением противоположных нашему маршруту берегов и островов. На ум приходили слова из мультфильма "Остров сокровищ": "Скажи, Сильвер, долго мы еще будем вилять, как маркитанская лодка". Однако вскоре был найден, вернее замечен, ориентир, а с ним и выход из Суккозера (соответственно -вход в р.Суккозерку). Здесь нам встретилось наше первое препятствие - полуразрушенная плотина, которую мы решили идти и таки прошли. Далее следовал несложный порог и речка вливалась в оз. Колми, где мы и стали на скалистом выступе (в описании именуемом сельгой). С этой стоянки получились восхитительные фотографии заката (на мой взгляд). Но все должно быть сбалансировано. За потрясающей красоты закат мы расплачивались, в прямом смысле слова, собственной кровью - с гнусом и комарами (а с ними ж не поторгуешься - фиксированная такса), которых было неимоверное количество. Следующий день запомнился нам на долго. Выйдя из оз. Колми, мы повстречали свой первый "настоящий" порог. "Нежданный" - один из самых серьезных порогов на маршруте (по низкой воде - III к.с.), был рекомендован к обносу по удобной тропе, что и сделала группа конкурентов, пришедшая вслед за нами. Мы же его прошли на каком-то лихом энтузиазме, за которым где-то прятались мастерство и опыт. Последние позволили быстро заклеить четыре лодки из пяти, а также выловить уплывшее весло и, что совсем невероятно, штаны Л., но порог мы прошли.

Лирическое отступление:

По возвращении из похода, я (да и не только я) с горечью обнаружил, что описания порога как места, где "все кипит, бурлит, ревет, как товарный состав, а потом завершается гигантским сливом", вступают в диссонанс с фотографиями (на которых река чуть ли не "мирно несет свои воды"), а героические фразы типа: "после удара об обливняк и входа в бочку, волна залила нас от форштевня до продольного бруса кокпита, оставив сухим только киль байдарки" вызывают у слушателей лишь вежливое удивление, призванное скрыть легкую зевоту. Посему в дальнейшем описания прохождения порогов я опускаю. Могу добавить лишь одно: мы ни разу не кильнулись (хотя две байдарки понесли каркасные повреждения).

Несколько позже выяснилось, что "Нежданный" обносили все, включая прекрасно экипированную группу здоровенных парней, почему-то называвших (пугая редких окружающих) друг друга бойцами. Надо отдать должное - эти бойцы несли лодки мимо порогов не разгружая. Несколько позже, выяснилось, что бойцами они оказались вполне настоящими, т.к. были курсантами Рязанского N-ского училища.

Из сказанного, можно сделать ошибочный вывод, что мы плыли в толпе, однако это не так. Весь маршрут довольно протяженная "ненаселенка" с тремя возможностями схода (на 200 км). Где-то на четвертый день пути, попутно пройдя оз. Торосозеро, р. Торосозерку и войдя в оз. Гимольское, мы догнали группу из СП, которая нас морально поддержала в момент нашего поражения на границе. Они радостно приветствовали нас, хотя очень сильно штормило. И их, и наша остановка были вынужденными. Ветер был ураганный, постоянный и стояли мы с наветренной стороны на берегу большого озера, покрытого белыми барашками. Стояли два дня. За это время участник В. совершил подвиг, которого не постеснялся бы и Геракл. В., не подозревая, что становится на героическую тропу, согласился помочь местному рыбаку проверить сети(на большой лодке рыбака). Уже в процессе подвига, выяснилось, что сетей - 16-ть штук. Его, едва живого, но с большим количеством рыбы, приветствовала группа. Рыбу ели во всех видах - жаренную, в ухе, засоленную в банках, запеченную у костра на палочках, в молочном соусе(молоко сухое) и, наконец, завернутую в фольгу.

Здесь же и была своевременно рождена шутка. Представьте себе, холод ( у костра в пуховиках!), ветер, обезглавленные тушки четырех судаков, завернутых в фольгу и нашпигованных пряностями, зарывают в угли костра, а тут и шутка: - Хорошо, лещам! Шутки-шуткам, а ведь и в шторм время идет. Пограничники "украли" два дня, а теперь мы буквально не можем отчалить от берега. Открытой воды, т.е. озера до входа в реку оставалось 9(10) км. - в нормальных условиях полтора часа ходу. Решение было принято неожиданное. Участник Ж. пешком дошел до небольшого села и пригнал оттуда маленький грузовик, водитель согласился сделать несколько рейсов и перевезти нас к истоку реки. По спидометру он вез нас 12 км. Мы распрощались с ребятами из СП, т.к. они решили на этом завершить маршрут.

Наконец, началась Суна. Мы получили шанс равной борьбы(река в шторм - не озеро) и показали Суне, кто из нас царь природы. Участок оз.Кудамгубское - Чудозеро - Поросозеро навевает мысли о вечном, так как характеризуется полным отсутствием препятствий для сплава и низкими неинтересными берегами. Но философские размышления прерывает порог Пристанский. Этот порог открывает цепочку из трех наиболее мощных порогов на реке. Категория сложности - 2-я. Примерно через 500 м - порог Валазменский, образованный резким сужением русла. Длина порога 200 м, прорываясь через моренную гряду, река имеет в пороге заметное падение. Категория сложности - 2-я. В Валазменском пороге мною была сделана фотография с носа байдарки. В придачу к ней "абсолютно безвозмездно, то есть даром", я получил несколько литров воды в качестве предупреждения, что такие шалости чреваты последствиями. Завершал эту удалую тройку порог Мельничный. Порог 3-ей категории сложности и, по уверениям автора одного из описаний, вполне "криминальный", так как вышеупомянутый автор обнаружил в воде остов байдарки. Мы там ничего не нашли и, расстроившись, сели на камень (прям на выходе из порога). Очевидцы рассказывали, что мы были близки к оверкилю. Но благодаря слаженным действиям экипажа, который, не задумываясь вылез на камни посреди бушующей стихии, байдарка и вещи были спасены. Потом, правда, часть экипажа (я и О.) так и осталась стоять на камнях, поскольку наш рулевой Л., столкнув байдарку с камней и будучи не в силах ее удерживать (течение-то мощное), уплыл вместе с ней. А мы остались стоять на камнях в назидание потомкам. Потом нас все же, сжалившись, сняли.

Ниже Мельничного порога тянется Пяльвозеро. После озера по берегам долго и нудно тянутся болота. Ощущение такое, будто бежишь по стадиону - пейзаж не меняется ни на йоту. Но описания уверяли, что где-то тут, совсем рядом должны быть пороги, много порогов, всех размеров и расцветок, на любой вкус. Мы поверили - и не ошиблись. Шивер и порогов было действительно много. Проходить их было тем более интересней, что они носили загадочные (для нас) имена типа Марткокоски, Коссаниски, Корбикошки и т.п. При прохождении Корбикошек один из экипажей получил каркасную травму, инициировав тем самым вынужденную стоянку в таком месте, что даже бывалые карельские комары поразевали клювы от удивления (правда, ненадолго, и очень скоро мы в полной мере оценили их гостеприимство). За печально известными Корбикошками еще несколько порогов и шивер, после чего широкий разлив в болоте, предваряющий вход в Линдозеро. Наше вхождение в Линдозеро было ознаменовано дождем, не перестававшим радовать нас далее на протяжении 30 часов. Под ним мы ставили лагерь, готовили есть, засыпали, просыпались, вылезали из палаток (ощущения, испытываемые утром при одевании мокрой футболки, шорт и ветровки в электронном формате, к сожалению, не передаются ), пытаясь раздобыть где- нибудь чего-нибудь сухого, чтобы все же развести костер. Но вот костер горит, тент натянут (за это отдельное спасибо участникам Ю., А., и В.,), еда приготовлена и...вот и дождь заканчивается. Вообще же было подмечено, что степень недовольства погодой обратно пропорциональна уровню наполнения желудка. На сытый желудок и дождь не страшен! Там же, на Линдозере, мы понесли первые потери. Нас покинул на автолавке участник С., которому необходимо было попасть в Харьков раньше, чем остальным. Наше горе усугублялось те м фактом, что он увез с собой гитару.

Вскоре после Линдозера начинается один из наиболее интересных участков Суны. Пороги сменяются перекатами, которые вновь сменяются порогами...(и все это удовольствие абсолютно бесплатно!:):)) Чтобы не быть голословным, привожу названия нескольких порогов и шивер: шивера Шильмяйтокоски, пор. Ковеланлиете-Коски, пор. Сухой, пор. Каданлоама, пор. Длинный, вызвавшие бурю эмоций и воспоминаний Корбикошки-2 ("Корбикошки возвращаются"). Венчает все это безобразие шивера Ледяная, после которой Суна, остепенившись, разливается и впадает в оз. Викшозеро. На Викшозере мы расстались еще с двумя участниками (М. и Л.), а сами несколько дней постояли на живописном пригорке, после чего прошли небольшой участок, отделявший нас от пос. Гирвас, - нашего конечного пункта . Печаль, посетившую наши души по поводу окончания похода, немного скрасила форель, купленная у сторожей, охранявших садки, и тут же съеденная. Пока мы разбивали лагерь, участник Ю. сходил в Гирвас и договорился с шофером минифургона, который на следующий день приехал и отвез нас в Петрозаводск.

Суна осталась позади.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Научно-технический прогресс пришел в водные походы в виде пластиковых бутылок. Интересно, поняли бы меня водники десятилетней давности, если бы я сказал им, что при разгрузке под дождем, мы небрежно швыряли в траву и грязь сахар, крупы, макароны, муку и соль? А это было. Бутылки(баклажки) прекрасно укладываются в корму и нос лодки, при необходимости разрезаются и уничтожаются в костре. Плавная замена сахара в бутылках на варенье, не показалась излишеством.

БАКАЛЕЯ, ГАСТРОНОМИЯ

Так получилось, что благодаря настойчивости А. питание в наших походах обрело отдельно взятый размах. Речь идет не только о количестве, но о качестве. Тут рушатся представления некоторых о питании в походе супчиками из пакетов. (Некогда такой суп совершенно нахально назывался "Здоровье"). Что бы здесь отразить истину необходима рука Э. Хемингуэя. Короче, все было чрезвычайно вкусно, разнообразно, без скидок на костер и удаленность от дома. Когда это было необходимо - были торты, с начинкой из черники и брусники, не прекращалось свежее варенье из этих же ягод. О рыбе уже было сказано. Грибов было не много, но в диапазоне от маринованных до жаренных. Предусмотрительно взятый яичный порошок позволял стряпать изумительные омлеты с грибами. Нашему меню позавидовал бы любой столичный ресторан. ПРИБАМБАСЫ.

При подходе к известной, как лучшая на маршруте, стоянке мы наблюдали с воды странное явление. Сама стоянка представляла собой большую и очень ровную поляну в сосновой роще, над озером. Было видно, что на стоянке никого из людей нет, но на ней явно что- то происходило. Одним это что-то показалось метанием птицы, другим горящим костром. Действительность оказалась проще, и романтичней. На стоянке во всю функционировал флюгер, оснащенный пропеллером. Порывистый ветер управлял конструкцией, а пропеллер не з амирал ни на секунду. Идея нам понравилась, и на последней стоянке мы повторили ее. На шесте, провожая нас к конечной точке маршрута бешено вертелся пропеллер, а флюгер четко показывал откуда дует ветер

Впечатления

Карелия, оправдала самые смелые ожидания. Книга жизни каждого из нас пополнилась замечательной страницей. Имя ей - "Суна - 2001 год.". Абсолютно нетронутая фантастической красоты природа. Закаты на озерах просто бесподобны. Пороги - это отдельная песня. Те, кто был в Карелии - меня поймут. Те, кто не был...поезжайте и испытайте сами. Рассказывать все равно бессмысленно.

P.S. до встречи на реках

Примечания: 1. считаю необходимым уведомить читателя, что при написании данного повествования мною активно использовался отчет участника Ю., за который ему большое спасибо.

2. все указанные выше категории сложности порогов были взяты из нижеследующей лоции. Посему соответствие их действительности остается на совести автора вышеупомянутой лоции.

3. данное повествование вряд ли может быть использовано для навигации (почему я и приложил к нему лоцию), это скорее общие впечатления от похода. Если необходима более детальная информация (например, карта), пишите biruk@i.com.ua .

Лоция

Суккозеро - 13х6 км, плыть восточным берегом. Стоянка возможна (далее ВС) - ч. час хода в заливе, скрыта мысом с пляжем + в сужении озера на левом берегу. Исток Суккозерки - ЮВ озера за двумя о-вами. Ширина 15 м, берега заболочены. На входе - П1-плотина. Далее П2 - перекат, просмотр слева. 5км - оз. Колми. ВС - округлая скала ЮВ берега. Выход из оз - правым берегом не доходя до нее 400м.
П3 - перекат.
П4 - порог , двойной чистый слив в скальном сужении, без просмотра.
П5 - крутой перекат.
П6 - перекат 100м.
Оз. Сурилампи.
П7 - порог Нежданный, КС-IV. Просмотр слева. В начале - низкий мост, в русле - шахматка, сильное течение, обливняки в струе. Во второй части - крутой левый поворот. Падение 7м. Возможный обнос слева от моста 200м. Далее до Торосозера возможны завалы. На входе в озеро - ВС справа. Выход - левым берегом 500м.
Плес.
П8-порог. Внимание, за ним низкий мост!!! Просмотр слева и с моста.
Разлив
П9 - перекат.
Оз. Гимольское. 25 х 5,6 км, глуб макс. 3м. ВС - в скальном архипелаге или на о. Денга. Идти левым берегом. За Денгой на В - пляж, хорошее место для дневки. Недалеко геодезическая вышка - по лесной дороге 1,5 км до автодороги, по ней влево, отметка 204 м. Хороший вид. Если нет захода в Гимолы - вправл в обход островов. Исток Суны - в дальнем правом углу последнего плеса. Остров - обход справа. Оз. Кудамгубское. Берега заболочены. ВС - в истоке реки слева. Выход - в конце ЮВ губы озера. 8 км.
Чудозеро. 6х3 км. ВС - основание большого мыса слева по ходу.
Поросозеро. 9х1км. В поселке почта, магазины.
Конец озера - П10 - порог Пристанский КС-II, две ступени, 150 м.
Плес.
П11 - Валамзенский порог КС-II, осмотр справа.
Плес с о-вами, проход в правую протоку.
П12 - проход справа от острова. Сразу пристать влево для просмотра
П13 - Мельничный порог. КС-II
Пяльвозеро. Идти по левому берегу. ВС - охотничьи избушки на правом и левом берегах в середине озера. 5км.
Раздвоение.
П14 - перекат Маркоткоски.
П15 - порог.
Перекат с островом в русле - П16 Коссаниски.
П17 - длинный перекат, переходит в
П18 - порог Корбикошки - два поворота, за порогом - мост проселка.
П19
П20
П21 - порог Лебикоски, многоступенчатый, рек. проход в несколько приемов. Плес, с бол. к-вом островов. Идти левым берегом.
Оз. Дяньгаслампи.
Линдозеро. Левым берегом. ВС - слева перед устьем, на островах, в сужении на берегах.
Дер. Линдозеро. Магазин.
Плес, левым берегом.
Мост, за ним - порог П22,. Осмотр слева. На входе - слева шивера. После гряды справа - быстроток. Переход на пр. берег. У выхода остатки плотины и отмель слева - горка. В струе два обливняка!
ВС - слева за порогом. Возможна дневка.
Плес 4 км.
П23 - Шильмяйтокоски - шивера 500 м с правым поворотом в конце, за ним - бочка за плитой. В низкую воду на входе слив с гяды. ВС - справа перед порогом.
П24 - Ковеланлиете-Коски, Прорсмотр слева. 200м. Вход - слив в узости, затем крутой левый поворот с грядой слева на выходе.
П25 - 600 м перекат , 3 поворота в широком русле.
П26 - Леполису, шивера 150м, проход правым краем струи. Осмотр затруднен. Два простых переката.
П27 - бурный перекат.
мелкий перекат.
П28 - Сухой ,600м, КС-II. Проход левой протокой.
Плес, много камней.
Ламбина с островом. ВС - левый берег за устьем ручья.
П29 - шивера.
раздвоение.
П30 - Каданлоама, шивера 300м с правым поворотом, за ним горка с обливняками.
П31
П32 - Длинный. 1,2 км.
Высокая вода: КС-III. Тщательный осмотр справа. Вход, плавный правый поворот, основная струя влево от плиты, за бочкой вправо между струей и отбоем. 500м быстротока, по центру. Перед островком у правого берега - справа на центр свал воды с камней, плох о с воды читается. Крутой левый поворот, водоскат. Низкая вода: КС-II. Просмотр слева. В сужении у острова остается горка с обливняками. ВС-за порогом на высоком берегу
П33 - Корбикошки-2 с островом в начале.
П34
П35 - Блин, Просмотр слева.
П36 - водоскат.
П37 - Ледяной. Шивера 600м.
Высокие скальные берега.
6 км.
Впадение р. Семчи. через 2 км - залив вправо, затем влево - залив Лавалампи. Справа - перспектива Викшеозеро.
В начале Викшеозеро - ВС справа, на островке перед входом в пролив на Гирвас. Перед о-вом на разливе - налево. Перед мостом слева - вход в Пионерный канал, обонован.
Суна кончилась.

Последнее обновление ( 11.06.2007 г. )