Автор Сутулов Максим
26.06.2005 г.

Автор - Сутулов Максим

Период с 26.06.05 по 8.07.05 г.

Маршрут: г.Киев – г.Санкт-Петербург- г.Кандалакша – р.Красненькая – р.Кутсайоки – р.Тумча – вдхр.Йовское – г.Кандалакша – г.Санкт-Петербург – г.Киев.

Состав группы:

Кат 1 (красный)

1. Сутулов Максим (Макс)1975 г.
2. Меркулов Димитриан (Меркулов)1976 г.

Кат 2 (синий)

3. Грицак Саша (Волосатый)
4. Шумейко Сергей (Шума)

Первый раз я увидел эту реку на водных сайтах в феврале месяце и с того момента она стала моей целью. Читая отчеты групп и просматривая фотографии порогов я приступил к разработке маршрута.
К началу похода на столе уже лежала толстая папка с названием « Кутсайоки», где кроме лоций было практически все о кольском полуострове. Я знал, куда мы едем, и что будем там делать. Последнее что необходимо было определить это состав группы и дату отъезда. Хотелось споймать хорошую воду. И это нам удалось. Состав на катамараны быстро набрался. Команда получилась - супер. Все готово и мы отправляемся.

26.06 Киев – Санкт-Петербург, поезд в котором мы провели сутки пути. Спасались игрой в карты и пивом. И так, кто же едет на Кутсайоки:
1. Макс – это я. Занимаюсь активно сплавом на кате менее года. Опыт: пороги р. Южного Буга, р. Черный Черемош, р. Тиса, р. Свича, р. Прут «Яремчанский водопад»). Готов был даже один идти на реку, слава Богу, собрал команду. Характер: Трезво смотрит на вещи когда не пьет.
2. Волосатый – типичный теоретик. Много знает и много читает. Заядлый турист. Опыт: р.Тиса, р. Прут «Яремчанский водопад». Характер: спокойный, не пъет.
3. Шума – весельчак, любитель экстремальных ощущений. Опыт: пороги Южного Буга. Характер: добрый, веселый. Голова есть, страх отсуцтвует. Пъет только в походе.
4. Меркулов – бывалый турист, спортсмен. Немного застоялся. Кутсайоки это то, что ему не хватало что бы взбодриться. Опыт: р.Прут «Яремчанский водопад». Характер: веселый. Пъет, но мало – жалко.
Боже, с ! кем я иду в поход?! Кто будет пить!

27.06 Приехали в Санкт-Петербург. Поменяли наши доллары на рубли. Сели на метро, переехали с одного вокзала на другой. Очень удобно и дешево. Через два часа у нас поезд на Мурманск в Кандалакшу мы прибудем через 22 часа. Покупаем еду, пиво, и в путь!

28.06. Поезд начинает потихоньку доставать – наверное мало пьем. Природа поменялась, на остановках продают копченую форель – значит подъезжаем! В Кандалакшу поезд опоздал на час. Выходим. Нас встречает водитель, заранее заказанный. Первым моим вопросом было: « Как насчет разрешения – все ок?» - «Да, сейчас только заедем в лесхоз за пропуском». Дело в том, что перед самым отъездом из Киева на российском туристическом форуме я обнаружил свежую новость, которая не давала мне покоя двое суток пока мы не приехали в Кандалакшу. Местный мер выдал указ об ограничении на въезд в леса Кандалакшенского р-на. В связи с пожароопасной обстановкой. Разрешалось только местным, военным или людям имеющим разрешение лесхоза. Хорошо, что водитель у нас опытный в этих делах. И через час в командирской сумке лежал пропуск. Мы едем уже часа три, наконец-то погран.часть. Иду договариваться. Несколько вопросов, потом показывает приказ мера мне. У нас все схвачено, пропуск ! есть, и ему ничего не остается делать, как пропустить нас. Еще где-то час езды предстоит нам. Дорога асфальтная закончилась и пошла грунтовка, верх - вниз. Проезжали пару бродов. Приехали, 19-00, вылезаем из машины перед Чертовым мостом. Нас встречают активно местные жители, их гостеприимство непривычно для нас. Не верится что мы уже на Кутсайоки о которой я так мечтал, еще больше гложат сомнения – как 9 дней мы будем жить с этими комарами. По первой встрече видно, что туристов они сейчас видят не часто, голодные такие – аж жутко становится. Водитель уезжает, идем разбивать лагерь. Начался дождь. Эти твари все равно летают. Шума – человек, который может развести костер когда угодно и при любых обстоятельствах, принимается за дело. Готовим ужин, после приема пищи идем купаться. Вода холодная, то, что было большим - становится маленьким. За две минуты успеваешь помыться. Начинаем собирать каты. Рамы собраны и в 12 ночи делаем отбой, остальное с утра.

29.06. Спалось прохладно, дождь моросил всю ночь. Встаем в 8, завтрак, собираем вещи и в путь. Что сказать о первых гребках – идем хорошо, маленькие шиверы и опять плес. Ожидаем порог Короткий. Красивая природа, можно сказать девственные пейзажи. Вода чистая. Впереди слышен шум, швартуем. Это еще не п.Короткий, но тоже интересно, похож к стати. Делаем осмотр, идем. Красный прыгает на правой стороне, синий слева. Прошли. Плес и вот наконец-то п.Короткий. Долго решали как будем прыгать с основного слива, уж очень сомнительно было. Выставляем страховку красный пошел. Слив прошли, а вот по середине на камень вынесло прямо, рамой поперечной в него угодили, развернуло, затем выровнялись и по языку слились. Страхуем синий, он прошел лучше, без проблем. Делимся впечатлениями. Рассматриваем погнутую раму и идем дальше. Проходим озеро. На стоянке стоит группа из Ярославля, клеятся. Вчера порвались на п. Коротком. идут на трех двойках. Мы дальше, проходим п. ! Каменистый сходу, останавливаемся перед п. Прыжком. Есть два варианта, берем только один по левой стороне. Красный за ним синий. Двух метровый слив не так уж страшен, как казался в начале. Пора обедать, едим финики и сыр. Смотрим как Ярославль проходит порог. Не много гребков и вот входная шивера в п. Щечки. Меркулов и я скачем метров 200 по скалам вот и сами щеки, торчит сосна и видно, что не жестко, играем, плевать – пройдем! Шивера шикарная, четко зашли в слив, прошли ждем на плесе синего. Вылетают, однако проходят мимо слива, ударяются в скалу и задом по сливу, прыгают вниз. Вот впереди виден уклон, скалы п. Кавказкий. Перед ним стоят москвичи, прикольно – пятером идут на четверке, так же как и Ярославлю не повезло, порвались, на Щечках, да еще их обокрали на Чертовом мосту. Я слышал о таких случаях, поэтому держали мы ухо востро и сильно не пили. Кавказский интересный, много маневров придется сделать, главное запомнить где и как. Страховка и вперед! Идем гружеными, кла! сс! На плесе перед п.Горкой швартуемся идем страховать синих. ! Если быт ь более точным у нас основной спасатель был Меркулов, я же назывался фотограф с морковкой. На синем снимал Волосатый, конечно хреново то, что у него что – то заглючит, то в самый ответственный момент замигает не та лампочка. Я еле-еле утихомиривал вспыльчивого Меркулова. Но, доверить наши задницы с Меркулятиной я мог только Шуме, зная что тот вытащит нас из любой ситуации. Синий проходит так же хорошо. Осматриваем п. Горку важно пройти четко первый косой слив, идем. Первых два слива позади. Под левым берегом сели на камень – мелковато, проходим. Последний слив с бочечкой чуть подержал. Вот и озеро. Синий подходит к нам. Прошли успешно, так же под левым берегом прошкреблись, как и мы. Становимся на стоянку часов в 8 вечера. Хорошее место сразу за п. Горкой. через час рядом ночует группа из Ярославля, хорошие ребята. Приглашали нас вечером по бухать. Но мы после выпитого спирта на ужин не хотели вылазить из палатки.

30.06. спалось хорошо, в 12 часов вышли на маршрут. Хотелось по быстрее сорваться с места, что бы не толпиться на Оба - на и Мамни, так как за п. Горка нас ночевало три группы. Немного гребли мы  и на п. Сомнительный. Хотели сначала идти справа, но там по видиму кильнет, да – точно кильнет. Помню смотрел на фотографиях как переворачивало каты. Слева не ровный край слива, но струя проносящая, вынесет. Решено – оба ката идут левее. Все успешно. Плес, за ним порог Муравей 2 к.с. сначала хотели идти сходу, но увидели при подходе как деревья резко опускаются вниз – решили осмотреть. Правильно, но все равно при заходе сели на камень. В походе нам с Меркуловым в этом плане не везло. Если на пути встречается спорный камень, то вероятность что он будет наш возрастала. Синим выпала другая участь на Кутсайоки, это некоторые сливы проходить задом. В часности Щечки, Сомнительный 3 слив, и Муравей. Метров 300 и БСТ, делаем осмотр. За порогом собирается груп! па из Подмосковья к сплаву на 2 четверках. Меркулову все понятно, идем по струе слева первый, второй, третий слив проходим, впереди какой-то камень, идем справа или слева, разберемся!…помнил же б…, читал в отчетах, предупреждали. Забыл, как вышибло из головы. «Камень – убийца». Выходим прямо на него, поздно. Правым бортом бабах! Прижало, мой баллон притопило, Меркулов вверху, слышен треск. Пошла в ход русская лексика, заглушающая рев порога. Услышав его нежный голос подошли ребята на четверке, спрашивали не нужна ли нам помощь. Они так же вчера, навалились на камень, лопнул их баллон. Мы уже третья группа за два дня кому приходится приносить жертву этому «убийце». Еще не много и чувствую, что баллон не выдержит. Перебираемся с носовым на левый берег, кату сразу полегчало. Пытаемся его выдернуть, тяжело, груженый же. Получилось через минут 10. Идет синий, хочет так же, но по какой-то счастливой случайности перед 3 сливом садится на камень, разворачивается и уходит вправо, та! м мелко, но безопаснее. Не успевая перевести дух от предыдущег! о порога мы проходим Оба – на, приплыли. Группа на двух четверках переносят вещи за водопад, а мы смотрим на завораживающий трек этого шестерочного порога. Меркулов – однозначно хочет идти, я- пас, немного не уверен в нашем с Меркулятиной везении. Весной вместе летели с «Яремчанского водопада», держались за кат двумя руками, кильнулись при заходе. Но тогда повезло, а здесь что не камень, то наш. Нет, не иду, не буду испытывать судьбу. Волосатый так же пас. Шума зажрался конкретно, он хочет идти, эта толстая свинья готова на все, лишь бы получить каплю адреналина в кровь. Мы готовимся, кат на страховку правого берега, морковки и аптечки – все под рукой. Ребята идут гружеными на красном кате, так их будет меньше кидать на валах. Заряжаю свежие аккумуляторы в фотоаппарат на всякий пожарный, молюсь лишь бы не глючанула камера, иначе ребята мне не простят этого. Сверяем часы, в 15-45 они должны стартовать. Мы с Волосатым волнуемся, уже время, идут. Четкий заход, пошли пробивать валы, суп! ер! Слились красиво, чалятся. Шума не много расстроен, говорит что ни чего не почувствовал, Меркулов так же не доволен, ничего в последнее время не может поднять ему адреналин в крови. Последний раз это было на Яремче, сам мне тогда говорил что если прошли бы четко без киля, то ни чего не ощутил, а так полный кайф был. Ну что с ним дальше делать, не знаю, последняя надежда осталась «Маманя». Сейчас самое время пообедать. Отсюда прекрасный вид на порог, который был только что покорен. В течении получаса мы отдыхаем и дальше движемся в путь. Несколько гребков и мы чалимся к правому берегу, перед самой кромкой водопада. Стоим завороженные, вот это мощь и сила. Воздух наполнен водной пылью. Ощущения от увиденного тяжело описать. Делаем серию фотографий, в лучах солнца падающая вода блестит и сверкает. Навешиваем перила и спускаем катамараны вниз. В близи «Мамани» стоят две группы. Но там места хватит. Прекрасный мыс для нескольких палаток. Вид шикарный, становимся. Меркулов хва! тается за удочку, подозрительно. Надеюсь что он хочет поймать ! рыбу, а может обламывается разбивать лагерь? Шума делает костер, я варю похлебку. Менее чем через час все готово. Меркулов идет есть, но без рыбы. Волосатый так же сачковал, а с виду же интелегентный мужчина. Пьем за Оба – на и спать. Жалко что не взял с собой гитару, именно здесь ее и не хватало.

1.07. Шума просыпается раньше всех, и ходит по сопкам. Нашел под камнем снег, чудеса! Эта июльская правда, сам видел! Купается, ему скучно, все спят. Он начинает шуметь. Меркулов встает и идет ловить рыбу. Пора просыпаться готовить завтрак. Опять молочная каша, но мы ее еще терпим. До п. Тесный недалеко. Идем, сужение в скалах и привычный уже нам шум. Швартуемся. Все понятно, пройдем. Красный первый штурмует, ближе к правому берегу его развернуло на 360 градусов. Налетаем на разделительный камень, ну что же так не фартит. Ну почему же не фартит. Слава Богу,  что не угодили в мышеловку! Москвичи, как выяснилось позже, там побывали. Грести надо, тренироваться, все -таки опыт есть опыт. Честно сказать фарта в походе у нас было достаточно, всем группам такого, ни одной поломки, ни пробитой оболочки тебе. Что еще желать. Что было дальше, снялись с трудом, в левом сливе опять застряем. Без комментариев. Идет синий, проходит на ура. Комментировать оп! ять не буду. Видимо для нас этот порог действительно оказался тесным. Дальше плесы, перекаты. Подходим к разрушенному мосту. На берегу стоит мужик и ловит рыбу. Проплываем мимо, а он нас окликает: - ребята, пиво, водка надо? Несколько мгновений и оба катамарана уже пришвартованы. На лицах водников появилась искренняя радость. Пополнив запасы «пресной» воды мы отправляемся дальше. Мысль по поводу обеда возникает сразу у всех. Обед на реке, два ката привязаны друг к другу и мы дрейфуем. Откушав мы гребем дальше по монотонным плесом, жарко. Впереди сомнительное разделение реки на два рукава. Идем правым, идем уже полтора часа, пейзаж поменялся до неузнаваемости. Камней в русле нет, песок. Некоторые начинают паниковать. Буду  вещать на реях – предупредил я, так что без паники. Прошло два часа и вот долгожданная шиверка, а за ней п. Ступенька. Осмотрели и пошли. Прошли четко, стали сразу за порогом. Отличная стоянка, лавка, стол. После ужина Меркулов и Волосатый идут ловить! форель. Шума после выпитого спирта увалился в палатке, его уж! е не под нять. А я сейчас покормлю немного комаров и тоже завалюсь.

2.07. Пока я утром открыл глаза, Меркулов уже поймал несколько форелей. Шума развел костер и надо было готовить кашу. После завтрака не спеша  собрались, гнать не куда.
Следующая стоянка на п. Водопадный. Впереди нас ждут только скучные плесы, но с другой стороны можно вовсю налюбоваться красотами этого края. Погода хорошая, мы выступаем на маршрут. После часа гребли, на правом берегу стоит группа из подмосковья, видно что только что закончили завтракать, пьют чай. Зовут нас, мы не против. Во-первых жажду утолим и заодно пообщаемся. Наши новые друзья путешествуют с размахом. Представьте, на берегу дикой реки стоит лагерь группы водников, на поляне собравшись в круг пьют чай, а в центре их русский самовар! Ох уж эти россияне, придумать же такое надо было! Через час мы снова в пути. Плесы, плесы, плесы – наконец – то п. Водопадный. Перед порогом несколько отличных стоянок, места хватит для многих групп. Но сейчас никого нет. Выбираем стоянку ! самую ближнюю к порогу. Там на берегу находится готовая каменка для бани. Это для нас очень кстати. Идем осматривать порог. На первых двух ступенях можно кататься, что мы и делаем. Оставляем все вещи в лагере и поочередно катаемся. Впечатляет, мощно. Пообедав, Меркулов и Волосатый идут ловить рыбу, а мы с Шумой занялись приготовлением бани. Через часа два камни достаточно раскололись, можно париться. Стелим каримат, котел воды с собой, пошла жара. Распарившись ныряем в холодную северную речку. Клас! Баня это настоящее лечение после укусов комаров. Все довольны. Теперь самое время ужинать, рыба есть, делаем уху. Конечно из форели. Главный специалист по рыбе товарищ Меркулов, приготовление этого блюда не доверяет ни кому. Садимся за стол. Повар рассыпает, Волосатый даже еще не догадывается что ему придется есть, я то знаю. Огонь–уха – одно слово! Нам хорошо, уха и спирт идет на ура! Волосатый помучался и вежливо отказался. Мол извините ребята но мой желудок такое не вынесет. ! Котлу все равно, он в конце концов оказывается пустым. Баня и ! спирт да ют свое, немного разморило. Пора лечь в палатку, закрыть глаза и уснуть.

3.07. Сегодня у Меркулятины день Рождения, ему 29 лет. Он до сих пор еще спит, разбудили прямо к завтраку. Решили идти сегодня на Шляпу с заходом на речку Тумча к порогам. Вышли в часов 11, прошли еще рез порог Водопадный, но уже гружеными. Впереди у нас были длинные плесы с шиверами. Дошли до п. Котел, много места для стоянок. Здесь группа молодежи из Питера и Москвы делают дневку, прикольные ребята, их человек 12. Идут на рафте и кате двойке. Предложили и нам здесь постоять, место мол классное, комаров мало, а на Шляпе грязновато. Разгружаемся и сразу идем на Котел. Прикольно! Затем для большего эффекта тыкались носом в бочку. Солнце, жарко. Уставши мы чалимся и делаем обед с продолжительным за ним отдыхом. Меркулов берет каримат и ложится спать, Волосатый взяв удочку, спросив когда у нас будет ужин, удалился в неизвестном направлении. Шума как самый незакомплексованный и наглый в нашей команде идет в лагерь «молодежи» налаживать дружеские отноше! ния. Меня кумарит. Не привык я к спокойному отдыху, надо что-то делать, а делать нечего. Через некоторое время приходит Шума приносит рыбу копченую, угощайтесь мол, я уже с ребятами пообедал. Откушав мы идем с ним к «молодежи», они в это время собираются на рафте с п. Котел сплавляться. Примыкаем к ним. Честно сказать эта махина называется рафтом не сильно меня впечатлила. Посадили меня по середине и сказали держать за какую-то хреновину и вперед. Ныряем в Котел, нос сложило, затем сложило правый борт к левому, кидает всех, по этому надувному матрацу, так сказать от стороны в сторону. Впечатления жуткие, аж страшно. Один человек даже выпал, но быстро подобрали его. Уже часов 9, пора будить Меркулова, и делать ужин. Завтра договорились с ребятами на совместную выброску со Шляпы на острова. У них заказан катер на 4 число, нам только плюс, а то мы все думали как бы не влететь в деньги. После ужина спать, все кроме Шумы. Он идет висеть с «молодежью», наверное до утра этого стар! ика не будет.

4.07. Утром вместе с москвичами отправились в путь. Впереди два порога – Карниз, и Шляпа. Меркулов по дороге забрасывал спиннинг, но что-то не везло ему в этот день. Один раз хариуса подцепил, пока подтаскивал, тот ушел, а за ним  сразу окунь килограммовый вцепился в блесну. Водил он его, мучил, начал поднимать и тот сорвался. Бедный Меркулов, после этого смотреть на него было жалко. Кто рыбак, тот поймет о чем я говорю.
п. Карниз прошли хорошо, но чуть-чуть не попали в него. К 12 были на Шляпе, сплавились по этому треку. В низу уже ждал нас всех катер. Москвичи которые впятером шли на четверке уже на борту пили водку. Погрузив каты и вещи, мы берем пиво и утоляем жажду первыми глотками. Подплыла «молодежь» и мы двинулись в путь по водохранилищу. Картина с катера открывается чудесная. Много скалистых островов, светит солнце. Все пьют пиво, кто водку. Короче говоря, оттягивается народ кто как может. Через часа два с половиной мы вместе с «п! ионерами» становимся на острове, в километрах 8 от Зареченска. Поставили палатки и после выпитого пива улеглись спать. Вечером проснувшись и налюбовавшись местной природой и отсутствием комаров, мы примкнули к соседям. У Меркулова наконец-то пошла рыбалка и он начал тягать окуней одного за другим. С ребятами мы сдружились, сделали вместе ужин. На стол была выставлена водка, и началось. После выпитого этого количества жидкости я взял в руки гитару. Как мы орали…. Разошлись по палаткам утром.

5.07. Дневка на острове, спешить некуда. Шума почистил рыбу и закоптил ее. Будет с чем в поезде пиво пить. Ребята достали сеть брошенную вчера вечером, полное ведро рыбы получилось. В основном окунь и плотва. В обед Меркулятина приготовил уху, нарвался на кучу комплиментов. В часов 6 вечера ребята уехали, а мы еще остались. Долго тянется время, всех уже достал остров, но вот уже ужин в 12 часу ночи  и мы укладываем вещи. Вышли в 2 часа. Нет сил больше бездельничать. Гребем, спешить некуда, шикарная природа, зарево солнца за сопками. В часов 5 были перед дамбой. Просушили каты. Шума и Волосатый улеглись на карематы в спальники и покемарили еще пару часов. Последние часы наслаждаемся общением с комарами. Водитель ровно в 11 приехал за нами, и мы едем на вокзал. Скупаемся в дорогу. По глазам ребят видим определенный голод, текут слюни, но что будет когда мы увидим короткие юбки в Питере! Погрузившись в поезд и перекусив, мы ложимся немного поспат! ь. Вечером пытаемся играть в карты. Пошли в ход пиво и копченая рыба. Было выпито много, особенно мною. Некоторые нюансы до прибытия в Питер, я пропущу, в разумных целях естественно. В городе – Герое, мы разделились. Меркулов поехал смотреть Питергоф, а остальные шатались по городу. О Питере ничего сказать не могу, так как мне было не до него. Вечером садимся в поезд на Киев, и домой. Вот такой поход у нас получился!